"Шахматы" Возраст обучающихся 7-17 лет срок реализации 3 года 2024 год автор-разработчик Спирин И.В. +
Уровень образования
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Содержание программы
1 год (33 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
2 год (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
3 год (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
4 год (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практики
-
Календарно-тематическое планирование
1 год (33 часа;1 час в неделю)
№ урока
Тема занятия
Содержание
Виды деятельности.
Дата проведения
1. Шахматная доска
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.
1.
Знакомство с шахматной доской
2.
Шахматная доска
Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
2. Шахматные фигуры.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».
3.
Знакомство с шахматными фигурами
4
Знакомство с шахматными фигурами
3. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
5.
Начальное положение
4. Ходы и взятие фигур.
(Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
6.
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.
7.
Ладья в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».
8.
Знакомство с шахматной фигурой. Слон.
Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
9.
Слон в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
10.
Ладья против слона.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».
11.
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
12.
Ферзь в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
13.
Ферзь против ладьи и слона.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
14.
Знакомство с шахматной фигурой. Конь.
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
15.
Конь в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
16.
Конь против ферзя, ладьи слона.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
17.
Знакомство с пешкой.
Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».
18.
Пешка в игре.
Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
19.
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».
20.
Знакомство с шахматной фигурой. Король.
Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).
21.
Король против других фигур.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».
5. Цель шахматной партии.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
22.
Шах.
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».
23
Шах.
24.
Мат.
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
25
Мат
26.
Ставим мат.
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
27
Ставим мат.
28.
Ничья, пат.
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».
29.
Рокировка.
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
30
Рокировка.
6. Игра всеми фигурами из начального положения.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
31.
Шахматная партия.
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».
32.
Шахматная партия.
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.
33.
Повторение программного материала.
Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.
2 класс (34 часа;1 час в неделю)
3 класс (34 часа;1 час в неделю)
№ урока
Тема занятия
Содержание
Виды деятельности
Дата проведения
Повторение изученного материала
Повторение программного материала, изученного за 2 год обучения
1
Повторение изученного материала.
Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.
2
Игровая практика
3
Повторение изученного материала.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).
4
Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).
Игровая практика с записью шахматной партии
1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА
Игровая практика
5
Двух- и трехходовые партии.
Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).
6
Решение задания “Мат в 1 ход”
7
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.
8
Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.
Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата
9
Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
10
Решение заданий.
11
Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.
Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.
12
Решение заданий
13
“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.
Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.
14
Решение заданий
15
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.
Дидактическое задание “Выведи фигуру”.
16
Решение задания “Выведи фигуру”..
17
Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).
Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.
18
Решение заданий.
19
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.
Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.
20
Решение заданий.
21
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.
Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.
22
Решение заданий.
23
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.
Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.
24
Решение заданий.
25
Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.
26
Решение заданий.
27
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
28
Решение заданий.
29
Типичные комбинации в дебюте.
Повторение программного материала, изученного за второй и третий год обучения
Дидактические игры и задания. Игровая практика.
30
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).
31
Повторение программного материала
32
Повторение программного материала
33
Повторение программного материала
34
Повторение программного материала
4 год (34 часа;1 час в неделю)
№ урока
Тема занятия
Содержание
Виды деятельности
Дата проведения
Повторение изученного материала.
Повторение программного материала, изученного за год обучения
Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.
1
Повторение изученного материала.
2
Игровая практика
3
Повторение изученного материала.
1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ
4
Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
Игровая практика
5
Игровая практика
Дидактическое задание “Выигрыш материала
6
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
7
Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Дидактическое задание “Выигрыш материала”.
8
Решение задания “Выигрыш материала”.
Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.
9
Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.
10
Решение заданий.
11
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.
Игровая практика
Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.
12
Решение заданий.
Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.
13
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия.
14
Решение заданий.
Игровая практика
15
.Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
Игровая практика
Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.
16
Решение заданий.
17
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.
Дидактическое задание “Сделай ничью”.
18
Решение заданий. “Сделай ничью”.
19
Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.
20
Решение заданий
2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ
21
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).
Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.
22
Решение заданий
23
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).
Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.
24
Решение заданий
25
Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).
Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.
26
Решение заданий
Игровая практика
27
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.
Дидактическое задание “Квадрат”.
28
Решение заданий
Игровая практика
28
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.
Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.
30
Решение заданий
Игровая практика
31
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.
Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.
32
Решение заданий
Игровая практика
33
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.
Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.
34
Повторение программного материала. Решение заданий
Игровая практика