Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

"Авиамоделирование" возраст обучающихся 8-16 лет срок реализации 1 год 2025 год автор-разработчик Карпов С.В.

Программа Авиамоделирование возраст обучающихся 8-16 лет срок реализации 1 год 2025 год автор-разработчик Карпов С.В. Документ подписан электронной подписью Серийный номер 520251343390373548250310750880108285629354443740 Директор/Заведующий Алешкевич Елена Анатольевна Дата подписания документа 07.11.2025 13:39:22 (скачать)

Уровень образования

  • Дополнительное образование

Формы обучения

  • Очная

Нормативный срок обучения

1 год

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

  • Содержание учебного (тематического) плана, 144 часа.


    1.     Инструктаж по ТБ.

    Теория: ТБ при работе с деталями. ТБ при работе с компьютером. Правила эвакуации. Авиация и ее значение в жизни людей. Авиамоделизм, как технический вид спорта. Показ и демонстрация готовых моделей.

    Форма организации занятий: беседа.           

    Используемые дидактические материалы:    Компьютерная база-презентация.
    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: Словесный,  объяснительно-иллюстрационный.

    Форма проведения итогов: устный опрос, учебная эвакуация.

    2.     Модели из бумаги. Изготовление, регулировочные полеты, соревнования.

    Теория: Основные части самолета и модели, органы управления. Классификация моделей по классам. Свободнолетающие модели. Условия, обеспечивающие полет, цент тяжести, угол «V», угол атаки. Способы летания в природе. Три типа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздушная среда и ее основные свойства. Приемы и техника запуск бумажных моделей. Критерии определения качества модели и полета, виды дефектов, их влияние на качество полета и способы устранения.

    Практическая работа: Изготовление бумажных летающих моделей. Планера «Голубок», изготовленного по простейшему чертежу. Раскрой материала, применение «Шаблона» и его назначение. Безопасные способы и приемы работы с ручным инструментом.

    Постройка простейших моделей планеров из бумаги плотностью 220 - 250 г/кв.м. по чертежам и шаблонам.

    Проведение соревнований с построенными моделями на точность посадки и на дальность полета.

    Форма организации занятий: беседа.

    Используемые дидактические материалы: компьютерная база, модели для демонстрации.        

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстрационный, практический, словесный, познавательный, мотивационный.

    Форма проведения итогов: выставка, соревнования

    3.     Модель метательного планера из пенопласта. Изготовление, регулировочные полеты, соревнования.

    Теория: Краткий исторический очерк. Создание планера Отто Лилиенталем и его полеты. Первые отечественные планеры. Рекордные полеты советских планеристов. Использование планеров в Великой Отечественной Войне. Развитие дельтапланеризма.

    Обтекание тел воздушным потоком. Закон Бернулли. Обтекание аэродинамического профиля. Подъемная сила и сила лобового сопротивления.

    Силы, действующие на планер в полете. Дальность полета и угол планирования и скорость снижения. Конструктивные особенности планеров, парение, термические и динамические потоки.

    Катапульта: устройство, принцип действия и ее применение в авиации. Принцип работы и полетов с катапульты. Катапульта в авиамоделизме, особенности моделей, летающих с катапульты и их конструктивные отличия.

    Практическая работа. Модель «Тренер 1»: постройка моделей планеров из пенопласта. Профиль и установочный угол крыла. Изготовление деталей и части модели, крыла. Сборка крыла. Изготовление хвостового оперения и фюзеляжа-рейки, грузика и пилона для крыла. Пробные запуски, регулирование модели и ее доработка. Разработка эскиза модели, окончательная окраска. Запуски модели.

    Модель «Тренер 2»: самостоятельное изготовление модели под контролем педагога - от построения чертежа и до ее регулировки и окраски. Запуск модели с катапульты.

    Практическая работа. Чертеж модели по выбору. Изготовление моделей планера и катапульты для запуска. Учебные запуски и регулировка моделей, доработка конструкции, внесение конструктивных изменений с учетом особенности запуска и полета модели. Разработка эскиза окраски модели. Окраска модели, установка опознавательных знаков и номеров. Практические запуски готовой модели.

    Соревнования планеров: на дальность полета, на продолжительность полета, соревнование на точность приземления, стендовая оценка модели, дизайн модели (художественно-эстетическое оформление изделий).

    Соревнование для катапультных моделей планеров: на дальность полета с катапульты.

    4.     Спортивная модель метательного планера с применением пенопласта класс F -1-H. Аэродинамика летающих моделей. Изготовление, регулировочные полеты, соревнования.

     Теория:Планер. Основные требования модели планера F -1-H. Техническим требованиям. Изготовление модели планера F -1-H; согласно разработанному чертежу и техническим требованиям.

    Форма организации занятий: Беседа, практикум.

    Используемые дидактические материалы: Компьютерная база инструкции по сборке.

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: практический, словесный, познавательный, объяснительно-иллюстрационный, исследовательский.

    Форма проведения итогов: выставка, соревнования.

    5.     Аэродинамика летающих моделей резиномоторной модели F-1-G; Подготовка и подводка моделей Изготовление, регулировочные полеты, соревнования.

    Теория: Основные требования модели. Технические данные. Резина, применяемая для изготовления резиномотора. Конструкции втулки воздушного винта.

    Практика: изготовление резиномоторной модели F-1-G согласно разработанному чертежу и техническим требованиям.

    Форма организации занятий: Беседа, практикум.

    Используемые дидактические материалы: Компьютерная база инструкции по сборке.

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: практический, словесный, познавательный, объяснительно-иллюстрационный, исследовательский.

    Форма проведения итогов: выставка, соревнования.

    6.     Схематическая учебно-тренировочная модель планера свободного полета. Изготовление, тренировочные полеты, соревнования.

    Теория: Компоновочные схемы планеров. Что такое «Схематический планер». Крыло, как основной элемент конструкции, силы, действующие на крыло в полете. Основные элементы конструкции крыла: лонжерон, нервюры, передняя и задняя кромки, обшивка крыла. Разнообразие конструктивных схем крыльев. Явление «Флаттера» и способы борьбы с ним.

    Фюзеляж, его назначение в конструкции планеров. Компановка узлов крепления на фюзеляже. Хвостовое оперение, его назначение и конструктивные особенности. Способы запуска планеров в полет.

    Практическая работа: выбор схемы, вычерчивание рабочих чертежей модели планера. Подбор исходных материалов. Изготовление деталей, сборка, склейка хвостового оперения планера. Установка крепежных узлов на стабилизатор. Изготовление деталей крыла, сборка, склейка, установка крепежных элементов. Установка крыла на фюзеляже, устранение «перекосов». Обтяжка крыла, стабилизатора и киля. Окончательная установка крыла и оперения на фюзеляже, балансировка модели, пробные запуски с рук, регулировка модели в режиме «планирование». Запуска и регулирование модели при старте с леера. Разработка эскиза окраски модели. Окраска модели, установка опознавательных знаков и номеров. Запуски готовой модели с леера.

    Соревнования: проводятся на открытой местности на продолжительность полета моделей с леера, количество туров не менее 3 -х. Возможно соревнование моделей на дальность полета с выбывание по олимпийской системе: одновременный старт, количество попыток не менее 3х, в финале количество попыток может быть увеличено до 7.

    Форма организации занятий: Беседа, практикум.

    Используемые дидактические материалы: Компьютерная база инструкции по сборке.

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: практический, словесный, познавательный, объяснительно-иллюстрационный, исследовательский.

    Форма проведения итогов: Опросный лист по названиям деталей, сборка робота по инструкции на время (не более 1 часа, робот по выбору педагога).

    7.     Радиоуправление. Тренировочные полеты на симуляторе (электронный тренажер).

    Теория: Основные принципы радиоуправления, устройство передатчика, приемника, их основные узлы и назначение, исполнительные механизмы, элементы питания. Электронный тренажер «Симулятор», его назначение и устройство. Безопасные приемы работы.

    Практическая работа: знакомство с тренажером «Симулятор», выбор модели для тренировочных полетов, проверка и настройка органов управления перед полетом, отработка приемов управления в «виртуальном режиме». Отработка упражнений: «взлет», «коробочка», посадка в заданную точку.

    Соревнования: на количество «чистых» взлетов и посадок, на точность приземления: количество попыток и туров устанавливает преподаватель. Форма организации занятий: Беседа, практикум.

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: практический, словесный, познавательный, объяснительно-иллюстрационный, исследовательский.

    8.     Схематическая модель самолета свободного полета спортивного класса.

    Теория: Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета: А.Ф.Можайский, братья Райт. Развитие авиации в нашей стране и за рубежом. Рекордные полеты В.П.Чкалова, М.М.Громова, В.С.Гризодубовой. Отечественная авиация в годы Великой Отечественной Войны. Развитие военной и гражданской авиации в послевоенные годы. Ведущие авиаконструкторы и Конструкторские Бюро страны Советов. Обзор развития авиации за рубежом.

    Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. Работа Воздушного Винта, типы винтов и пропеллеров.

    Практическая работа: модель «Моноплан». Изготовление самолета на резиномоторе из пенопласта. Изготовление деталей и частей модели: рейки фюзеляжа, кромок и нервюр крыла, киля и стабилизатора. Изготовление Воздушного Винта на малую модель, изготовление Воздушного Винта со складывающимися лопастями для модели самолета. Изготовление резиномоторов. Регулировочные запуски построенных моделей. Разработка эскиза окраски модели. Окраска модели, установка опознавательных знаков и номеров. Запуски готовой модели.

    Модель «Стрекоза»: самостоятельное изготовление модели биплана на резиномоторе под контролем педагога. Особенности регулировки и запуска модели типа «биплан».

    Соревнования моделей Самолетов с резиномотором: проводятся на открытой местности на продолжительность полета, количество туров не менее 3-х, возможно соревнование на выбывание по олимпийской системе, с одновременным стартом, количество попыток не менее 3-х, в финале количество попыток может быть увеличено.

    Форма организации занятий: Беседа, практикум.

    Используемые дидактические материалы: Компьютерная база инструкции по сборке.

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: практический, словесный, познавательный, объяснительно-иллюстрационный, исследовательский.

    Форма проведения итогов: соревнования.

     

Практики

  • Учебно-тематический план занятий.


    Хочу такой сайт

    Разделы программы

    Количество часов

    Формы контроля

    Теория

    Практика

    Всего

    1.      

    Инструктаж по ТБ

    1

    -

    1

    Устный опрос, учебная эвакуация

    2.      

    Модели из бумаги.

    1

    8

    9

    Выставка, соревнования

    3.      

    Модель метательного планера из пенопласта.

    4

    20

    24

    Выставка, соревнования

    4.      

    Спортивная модель метательного планера с применением пенопласта класс F -1-H.

    4

    20

    24

    Выставка, соревнования

    5.      

    Аэродинамика летающих моделей резиномоторной модели F-1-G.

    4

    20

    24

    Выставка, соревнования

    6.      

    Схематическая учебно-тренировочная модель планера свободного полета.

    4

    25

    29

    Выставка, соревнования

    7.      

    Радиоуправление. Тренировочные полеты на симуляторе (электронный тренажер).

    2

    8

    10

    Выставка, соревнования

    8.      

    Схематическая модель самолета свободного полета спортивного класса.

    2

    21

    23

    Участие в соревнованиях

     

    Всего:

    21

    122

    144

     

     

Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Программа Авиамоделирование возраст обучающихся 8-16 лет срок реализации 1 год 2025 год автор-разработчик Карпов С.В. Документ подписан электронной подписью Серийный номер 520251343390373548250310750880108285629354443740 Директор/Заведующий Алешкевич Елена Анатольевна Дата подписания документа 07.11.2025 13:39:23 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».